Идеальное преступление

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Рекс Стаут

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Рекс Стаут (Rex Stout) (1886 год - 1975 год) - американский писатель.

Американец Рекс Стаут дебютировал в 1929 году романом "Подобно божеству". Это было серьезное, лишенное намека на сенсационность исследование человеческого характера. Затем он опубликовал еще три романа, написанных в подобном ключе. Хорошие отзывы критиков сочетались с равнодушием читательской аудитории.

В 1934 году Стаут выпускает детективный роман "Острие копья". Книга имела успех, равно как и другой детектив "Союз испуганных мужчин", вышедший годом позже.

Трудно сказать, кого в лице Стаута потеряла "серьезная литература", но то, что детектив приобрел большого мастера, бесспорно. За сорок лет Стаут опубликовал более шестидесяти романов и сборников новелл. Прекрасное знание правил литературно-детективной игры, хороший слог, эрудиция создали Стауту репутацию одного из законодателей детективной моды.

Обаяние "стаутовской модели" определяется не только его умением придумать хороший криминальный сюжет-загадку, но и талантом воссоздать особый, с массой колоритных деталей мир, который, несмотря на регулярно совершающиеся в нем преступления, есть не что иное, как Утопия, то идеальное общество, где не только в почете мораль и здравый смысл, но и исполняются наши желания, среди которых не последнее место занимает Жажда Победы. Разумеется, победы эти мы одерживаем не сами, а через любимых персонажей, но это дает неплохой заряд энергии, укрепляет веру в себя и вообще в возможности отдельной личности, в ее умение не пасовать в сложных жизненных обстоятельствах.

В обширной галерее Великих Сыщиков всех времен и народов почетное место занимает постоянный герой Стаута Ниро Вульф. Гениальность Вульфа не ставилась под сомнение никем - ни клиентами, обращающимися к нему за помощью, когда им ясно, что никто уже помочь им не в состоянии, ни полицейскими, ни преступниками, ни самим Великим Сыщиком.

Вульф терпеть не может работать. Лишь благодаря напору Арчи Гудвина, его помощника, секретаря, телохранителя, шофера, друга, берется он за очередное "безнадежное" дело и побеждает. Преступления он разгадывает не скуки ради, как Огюст Дюпен, не из научного интереса, как лорд Питер Уимсей, но потому, что ему нужны большие средства, чтобы вести тот роскошный образ жизни, к которому он привык. Его квартира в доме коричневого камня на Западной 35-й улице с оранжереей на крыше обходится недешево, равно как и услуги несравненного повара и садовника.

В отношении к своему ремеслу - приходится работать, ибо надо зарабатывать на жизнь, - Вульф не имеет ничего общего с сыщиками классического английского детектива (вспомним ту же мисс Марпл или Эркюля Пуаро, лишенных "материального интереса"). Он напоминает персонажей крутого детектива Хэммета и Чандлера. Те тоже занимаются своим нелегким ремеслом, потому что надо как-то обеспечить свое существование.

Ниро Вульф, гражданин технологически высокоразвитой державы, терпеть не может никаких механических приспособлений, особенно автомобилей, и крайне неохотно садится в "безлошадную карету". Единственный водитель, которому он доверяет, - это Арчи Гудвин. Вульф вообще редко покидает свои апартаменты, а уж по детективным делам и вовсе никогда. Он предпочитает проводить время в уюте своей квартиры, расположение комнат и обстановка которой известны миллионам поклонников во всем мире.

Для просвещения этой армии почитателей Вульфа Э. Баринг-Голд выпустил в 1969 году подробное "жизнеописание" Вульфа, построенное на информации, содержащейся в книгах с его участием. Из них следует, что он и его брат-близнец Марко родились где-то в 1892 или 1893 году. Есть основания подозревать, что это незаконные дети самого Шерлока Холмса и певицы Ирены Адлер. В детстве семья переехала на Балканы, Ниро Вульф служил в австро-венгерской армии, участвовал в первой мировой войне, а затем переехал в США, где в 1928 году начал карьеру частного детектива.

Его распорядок дня строжайшим образом регламентирован, и Вульф ни за что не станет его ломать. Он завтракает в восемь утра в своей комнате, и пока не выпьет стакан апельсинового сока (а делает он это с чувством, с толком, с расстановкой), лучше не задавать ему никаких вопросов. Прочитав две газеты, он поднимается в персональном лифте в свою оранжерею, где с девяти до одиннадцати проводит время в обществе садовника и орхидей. То же повторяется с четырех до шести, и в эти часы никто не смеет беспокоить его пустяками. В час пятнадцать - ленч, в семь вечера - обед. Остальное время посвящено детективной работе. Начинает Вульф с изучения письменного отчета Гудвина. Если требуются дополнительные сведения, Арчи поставляет их тут же, в устной форме. Вульф сидит в своем любимом кресле и слушает.

В классическом детективе Великого Сыщика нередко сопровождал верный, хотя и недалекий друг, своим простодушием выгодно оттеняющий мощь Гения. У Стаута образ Великого Сыщика как бы расщеплен на две половины. Одна - чистый интеллект - посиживает в кресле и думает. Другая же - обличье Арчи Гудвина - носится по Нью-Йорку, а если надо, выезжает и в дальние командировки. Арчи неутомимо выслеживает, выспрашивает, поставляя Интеллекту материал для гениальных умозаключений. Арчи - человек действия, не отличающийся утонченностью. Размышляющий и созерцающий Вульф и "действующий" Гудвин в совокупности составляют весьма серьезную "боевую единицу".

Разумеется, Арчи Гудвину не под силу было бы проделывать весь объем оперативной работы, а потому временами Вульф прибегает к помощи профессионалов, работающих по найму. Эти люди вносят в камерную атмосферу интеллектуального детектива дыхание "крутого детектива".

Нельзя не упомянуть и представителей "конкурирующей фирмы": сержанта Перли Стеббинса, лейтенанта Роуклиффа, а главное - инспектора отдела по расследованию убийств Кремера. В полном соответствии с традициями классического детектива полицейские Стаута лишены шансов на успех. Самое большее, на что способны соперники Вульфа, - это довести до конца им начатое, задержать злоумышленников, названных Вульфом, и отправить их в тюрьму.

В сознании многих читателей Ниро Вульф и его создатель Рекс Стаут прочно соединились. На самом деле различий между ними куда больше, чем сходства. Оба они действительно были поклонниками изящной словесности и хорошей кухни. Вульф выращивал орхидеи, а Стаут клубнику, которая получала призы. Но на этом, пожалуй, сходство заканчивается. Вульф был малоподвижным толстяком, весившим "седьмую часть тонны", - Стаут был раза в два легче своего персонажа, да и то "после плотного обеда", и объездил полсвета. Вульф терпеть не мог политики. Стаут не раз принимал участие в различных общественных движениях и кампаниях. В начале второй мировой войны он вел пропаганду за вступление США в борьбу с нацизмом, клеймил изоляционистов. Он был президентом Гильдии авторов, председателем Детективной ассоциации, возглавлял такие общественные организации, как "Друзья демократии", "Союз за предотвращение третьей мировой войны", в 60-е годы выступал с критикой всесильного шефа ФБР Эдгара Гувера. В своих детективных произведениях Стаут избегал проблем, связанных со злобой дня. В его книгах далеко не всегда можно определить, какое "тысячелетье на дворе". Но не злобой дня единой живет литература. В условном детективном мире Стаута есть понимание человеческой натуры, есть юмор, умение несколькими штрихами набросать типаж, а самое главное - есть не рекламирующий себя оптимизм. Есть уверенность, что люди в состоянии взять под контроль те темные силы, что мешают им жить достойно.

Тем временем:

... Он питал слабость к гардениям и геральдике, отличаясь во всем остальном совершенным здравомыслием. Мисс Вирджинии Е. Отис шел шестнадцатый год. Это была стройная девочка, грациозная, как лань, с большими, ясными голубыми глазами. Она прекрасно ездила на пони и, уговорив однажды старого лорда Билтона проскакать с ней два раза наперегонки вокруг Гайд-парка, на полтора корпуса обошла его у самой статуи Ахиллеса; этим она привела в такой восторг юного герцога Чеширского, что он немедленно сделал ей предложение и вечером того же дня, весь в слезах, был отослан своими опекунами обратно в Итон. В семье было еще двое близнецов, моложе Вирджинии, которых прозвали "Звезды и полосы", поскольку их без конца пороли. Поэтому милые мальчики были, не считая почтенного посла, единственными убежденными республиканцами в семье.
     От Кентервильского замка до ближайшей железнодорожной станции в Аскоте целых семь миль, но мистер Отис заблаговременно телеграфировал, чтобы им выслали экипаж, и семья двинулась к замку в отличном расположении духа.
     Был прекрасный июльский вечер, и воздух был напоен теплым ароматом соснового леса. Изредка до них доносилось нежное воркование лесной горлицы, упивавшейся своим голосом, или в шелестящих зарослях папоротника мелькала пестрая грудь фазана. Крошечные белки поглядывали на них с высоких буков, а кролики прятались в низкой поросли или, задрав белые хвостики, улепетывали по мшистым кочкам. Но не успели они въехать в аллею, ведущую к Кентервильскому замку, как небо вдруг заволокло тучами, и странная тишина сковала воздух. Молча пролетела у них над головой огромная стая галок, и, когда они подъезжали к дому, большими редкими каплями начал накрапывать дождь...

0

2

А вот из Рекса Стаута прочитал только один рассказ. Не помню название. Там убийцей оказался парикмахер. Ничего так книга.

0

3

Прохожий
Я тоже читала только эту книгу. После прочтения биографии, наверное, прочитаю еще что-нибудь. :)

0